Решко: «Перед матчами с «Баварией» чекисты читали лекцию о Гитлере»
Опубликованно 22.03.2017 16:59
Капитан киевского 1970 рассказал «Вестям» о том, как «толкнул» звездной Блохину, жил за границей до $4 в день, и проблемы сборной Украины
В пятницу легендарный футболист «Динамо» и сборной СССР Стефан Решко исполняется 70 лет. Накануне юбилея «Вести» пообщался с экс-капитаном киевлян, которые говорили о лучший подарок на годовщину, зарплата игрока 40 лет назад, и потому, что в нынешней команде нет звезд.
Stefan M., много людей ждут вашей годовщины?
— Нет, как l' (улыбается). Дети входят в дом, где я живу теперь, для того, чтобы поздравить меня. Мы сидим в кругу семьи. Эта дата, на самом деле, это не здорово. Это время Давида, человека божия-он жил 70 лет, и я благодарю Бога за каждый день. И так, будет много поздравлений по телефону, "динамо" называют обязательно... Да, я знаю, что дети иногда делают банкетный зал в ресторанах, но я хочу, чтобы отпраздновать юбилей скромно и спокойно.
— Часто день рождения выпадает на матч?
— Уже и не помню. Но в связи с этим, «Динамо», например, ничего особенного не было. Проснулись рано, поехали в должность, Валерий Васильевич (Лобановский. — Авт.). поздравили, руки пожали.
— В «Динамо» вы были самые большие звезды Блохин, Буряк, часто приходилось делать молодежь?
— Это не было, молодые люди, и так было, чем для пожилых людей. Если во время игры может нагавкать друг на друга. Но в жизни не было никаких конфликтов. Да, когда Блохин получил «Золотой мяч», и иногда я расслаблялся в поле, не работает, не вернулся, не перекрывает, в тепло запихать кого угодно. Тогда это был коллектив, теперь все по-другому. Играть для «Динамо» это была большая честь.
— Волновались, когда они попали в клуб?
— Не то слово. Помню 1961-й год, мне 14 лет, я живу в стране, телевидения не было, только радио приемник. И вот, что для нее передавали футбольный репортаж. Я их слушал и весь актерский состав «Динамо». Воины, Макаров, Базилевич, Лобановский, Серебряников... Я никогда не мечтал играть в этой команде, это было что-то трансцендентное. Затем я попал в «Море», стал немного ближе к «Динамо», крест-накрест с игроками, попрощались... И, когда он был призван в команду, боится, что не сможет заиграть на этом уровне. Мы жили хорошо, но если сравнивать с сегодня, они получили ни копейки. Теперь людей в первую очередь интересует договор, и будут они играть или нет, это не так важно. И зрители теперь нет... Когда мы играли летом, на наши матчи приходили в основном студенты, билеты стоят немного — 30, 50, 70 центов, и вот команда классом ниже, "Кайрат", например, было тысяч 30. Володя Трошкин потом сказал: «Как настроиться на игру? Народа нет, для тех, кто играет?» Мы играли для людей. И для тех, кто футбол?
— Сколько вы получили?
— Мы заплатили 70-80 рублей за победу, например. И когда он играл с «Айнтрахтом» в Германии, он дал три дня для четырех долларов в день. Многие сейчас даже не верят. Но когда выходил на поле и видел 90 тысяч болельщиков, мурашки бегали по коже, ни денег, не думал. По городу идешь — и все тебя узнают. Вот жизнь была. И теперь футболисты в свои норы были закрыты, в машинах прячутся... Нет, конечно, есть и хорошие, профессионалы, но тенденция такова, что многих интересуют только деньги.
— Победа в Кубке кубков и Суперкубок в памяти навсегда, может быть?
— Да! В Кубке кубков, в общем-то, легко прошел. С "Баварией" бой был очень тяжелым. И не только в плане спорта. В 1975 году в СССР праздновали 30 лет победы над фашизмом. И перед игрой, к нам на базу приезжали сотрудники службы безопасности, чтобы высказаться, а потом вдруг, что историю забыли. Он напомнил, что Гитлер начал с Мюнхена... Были как положительные, так и отрицательные моменты, в те времена. Спортивный же плана — как мы были, как мы были обработаны болельщиков, все это приятно вспомнить. До сих пор помню, как Щербицкий дал нам возможность купить машину, все «Динамо» провел на 24-х «Волгах». Также в «Спартак» этого не произошло.
— Как в те времена провести свое свободное время?
— Почти не было. Когда пришел Лобановский, он после игры забрать нас на базу, мы были на реабилитации, и на следующий день в 11:00 нас отпустить. А вечером нужно было быть обратно на базу. Играл, потому что после трех дней, на четвертый. И сколько здоровья стоило только рейсы. Выход из ил-76, после шести часов и ничего не слышишь из-за шума винтов. Таким образом, на основе много успеха, пошутил, смотреть телевизор, играть в бильярд, в этом у нас были лучшие Мунтян, Рудаков, Колотов... И в карты — Сергей Кузнецов. Все тренеры, и в состав редко. Мы шутили, что карты ему же на мобильных заработал (улыбается).
— Почему ты не стал тренером?
— Устал. Замучили травмы, позвоночник, колени. Кроме того, заочно, я учился в высшей школе МВД, и для меня, а затем был приглашен работать на кафедру. Да, и со своей семьей так, чтобы быть рядом было так легко. Я не жалею. «Динамо» я провел восемь полных сезонов, я не говорю, что это был великий игрок, но был в большой команде, с которой добился больших успехов. Но в МВД он начал первым, лейтенант и полковник, начальник отдела, преподаватель. Счастье-это когда есть душевное спокойствие, и я сделал в жизни.
— Сын Стефан не пошел в футбол, став адвокатом...
— Да, он учился в университете им. Шевченко. Я не был очень рад, когда он согласился занять должность экс-беркутовцев, но, с другой стороны, каждый человек имеет право на защиту. Изучение работы еще в гору, но благородный.
— Ваш юбилей сборной Украины будет играть с хорватами...
— И если победит, для меня это самый большой подарок. Честно говоря, мне жаль Андрея Шевченко. Он очень трудно. Не футболисты высокого класса, и мы ничего не можем сделать. Конечно, в противном случае он пытается построить игру, не так, как Михаил Иванович (Фоменко. — Авт.). — от обороны, и, чтобы больше с акцентом на атаку. Но какая бы тактика не была, художников, потому что нет, не будет тот же Шевченко, и все, что делать на поле. И он не учит футболистов играть в футбол школа и клуб. В национальной сборной в течение трех-четырех дней ты не можешь учить ничего. Надо сказать, кому и куда идти, но если один не может представить, и другой, чтобы закрыть, это быстро, вы не можете научить. Не вижу, из-за того, что мы можем бороться за КУБОК мира. Как не вижу личности, в состав, хотя, возможно, это я уже плохо вижу (смеется). Не в Европе, Коноплянка? И Кравец, где? В 19-й команды чемпионата испании. Зозуля тоже. Он хороший парень, но скука на поле ты ничего не получишь.
— Как вы сыгрывались в сборной СССР с игроками из других команд?
— Они хорошие ребята, — Кипиани, совместное заявление, Минаева... Но они не были сокращены в течение времени игры. Москвичи, хватает чужой штрафной, отдал пас назад. Ловчеву, например, Лобановский за такое он говорил: «Ты испортил десять атак». Шевченко в сборной защитников и Пятова было более TTD. 65% владения мячом на своей половине поля. И это нормально? «Тыр-тыр — нашатырь» я это называю. В наше время болельщики его освистывают.
Категория: Спорт